Сузуки Эвери

Рынок подержанных автомобилей с правым рулем. Продажа праворульных машин (japan car) и запрет правого руля в России

83,125 млрд. долларов - такова сумма, получаемая Японией от продажи своих лево- и праворульных автомобилей (japan car) за границу, несмотря на все запреты. Что значит эта цифра для рынка России?

Объем российско-японского товарооборота в 2005 г. впервые в истории двусторонних отношений достиг 10 млрд. долларов.

Тем не менее, российские данные о товарообороте с Японией могут быть ниже японских, и 10-миллиардный рубеж мог быть и не преодолен. Это связано в первую очередь с тем, что основная часть морепродуктов из России в Японию продолжает поставляться контрабандным путем. На продолжении ряда лет японские данные об импорте морепродуктов из России ежегодно примерно на 700 млн. долларов выше, чем российские данные об их экспорте в Японию.

Несмотря на наблюдающийся в последние годы активный рост, российско-японский товарооборот по-прежнему в 20 с лишним раз ниже объемов торговли Японии с Китаем и США (вспомним географическую структуру экспорта Японии). Россия и Япония, тем не менее, намерены прилагать усилия к дальнейшему расширению торговли. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф в ходе встречи в ноябре 2005 г. с министром экономики, торговли и промышленности Японии Тосихиро Никаем договорились прилагать усилия к тому, чтобы товарооборот в ближайшие годы удвоился.

Япония продолжает закупать у России преимущественно энергоносители, металлы и морепродукты, тогда как 2/3 японского экспорта в Россию приходится на долю автомобилей.

Основной статьей японского импорта из России в 2005 г. являлись алюминий и другие цветные металлы - общий объем их поставок составил 763,3 тыс. тонн. На втором месте - крабы и другие морепродукты.

Рынок подержанных легковых автомобилей

«Японцев» берут активно. «Праворульки» - это японские подержанные автомобили с правым рулем - выигрывают в соотношении «цена - качество», они хорошо оборудованы, пробеги небольшие. Ведь японцы меняют машины каждые пять лет, а то и чаще - как раз перед обязательным «капитальным техосмотром» Шакен, когда дешевле автомобиль продать и купить новый, чем вкладывать деньги в ремонт незначительных неисправностей. Или просто ездить на старой машине уже не позволяет статус.

Наиболее популярны машины в ценовом диапазоне 12-15 тыс. долларов, седаны и спорткупе, растет и рынок минивенов. Однако, скорее, правый руль берут из экономии, у кого нет денег на «нормальный автомобиль».

«Нормальные» машины - это те, у которых руль находится с левой стороны. В стране с другой системой движения правый руль сталкивается с отчаянным сопротивлением со стороны государства, в первую очередь - через заградительные пошлины. Но гораздо сложнее обстоит дело с «черным пиаром» правого руля, стоит только вспомнить «дело Щербинского»… И это, пожалуй, одна из самых больших проблем для рынка, катастрофически снизившая спрос в середине-конце 2005 года.

Альтернативный рынок, с которого можно завозить подержанные машины, - США, его привлекательность будет увеличиваться вместе с понижением курса доллара. Рост по поставкам из Америки у нас в этом году составляет около 20%. Как правило, люди берут большие автомобили, которые стоят столько же, сколько и «европейцы», но относятся к более высокому классу.

Причина всплеска спроса на подержанные автомобили за последние несколько лет (см. диаграмму) – и в недостатке новых, в том числе.

Экспорт и импорт легковых автомобилей в Россию

График показывает, что объем операций растет в первую очередь за счет импорта, тогда как экспорт практически неизменен.

Автомобилей не хватает, иностранные автопроизводители постоянно увеличивают квоты на Россию, но этого оказывается недостаточно. Спрос растет и не удовлетворяется, поэтому снова начали увеличиваться объемы импорта подержанных машин. В этом году их могут ввезти до 400 тыс. Рынок способен поглотить и больший объем, до 500 тыс., но здесь имеются логистические проблемы: транспорт просто не способен доставить столько машин в страну.

Отсутствие логистической инфраструктуры - одна из главных причин сдерживания импорта автомобилей в Россию. Своими автотерминалами Россия еще обзавестись не успела. Большинство иномарок со всего мира, в том числе и из Южной Кореи и Японии, сегодня доставляется в Россию морским путем через Финляндию - это гораздо дешевле, нежели сухопутные перевозки.

На самой же владивостокской таможне считают по-другому: благодаря хорошей организации работы - быстрой выгрузке, выгодным условиям работы складов, Владивосток «перетянул» на себя часть ввозимых автомашин из Находки и Хасана - других центров растаможки - и способен еще увеличить свою пропускную способность.

Взглянем на рынок более детально - в цифрах.

Объемы рынка машин с правым рулем

С января по сентябрь 2006 года дальневосточные таможенники перечислили в федеральный бюджет 74,6 млрд. рублей.

В целом структура регионального товарооборота выглядит следующим образом:

Товарная структура дальневосточного импорта
Структура дальневосточного импорта по странам

Объем операций по экспорту-импорту легковых автомобилей в РФ в январе-сентябре 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. увеличился на 55,1% и составил 9 млрд. 145,7 млн. долларов.

При этом, как сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ, объем экспортных поставок легковых автомобилей из РФ в январе-сентябре 2006 г. составил 480,7 млн. долларов, что на 6,8% больше по сравнению с январем-сентябрем прошлого года. В том числе экспорт в страны дальнего зарубежья составил 90,7 млн. долларов, в страны СНГ - 390,1 млн. долларов.

Импорт легковых автомобилей в Россию за 9 месяцев 2006 г. по сравнению с тем же периодом 2005 г. увеличился на 59,1% и составил 8 млрд. 665 млн. долларов. В том числе из стран дальнего зарубежья за указанный период импортировано на сумму 8 млрд. 179,2 млн. долл., из СНГ - на 485,8 млн. долларов.

Россия занимает первое место в списке стран, импортирующих японские подержанные автомобили. Как сообщают японские СМИ, по официальной статистике в 2005 году в РФ ввезено около 269 тысяч бывших в употреблении автомашин японского производства. Для сравнения, в 2004 году было поставлено лишь 160 тысяч. Если за первое полугодие 2005 года через владивостокскую таможню было ввезено более 62,6 тысячи автомобилей преимущественно японского производства, то за шесть месяцев этого года - уже свыше 89 тысяч. Но следует принимать во внимание, что во второй половине года спрос резко возрастает.

JUMVEA, JAPAN USED MOTOR VEHICLE EXPORTERS ASSOCIATION - Японская национальная ассоциация экспортеров подержанных автомобилей. Основана в 1997 году при поддержке Министерства международной торговли и промышленности, главной целью которой является упростить экспорт поддержанных японских автомобилей на уже существующие и новые рынки. Требует платы за членство, взамен член Ассоциации получает разного рода поддержку в процессе продажи, в т.ч. онлайн-доступ на японские аукционы, и определенный статус.

Но официальная статистика не совсем верна. Реальные объемы такого импорта намного больше - отмечает Японская национальная ассоциация экспортеров подержанных автомобилей. Официальная статистика не распространяется на машины, которые российские моряки до середины прошлого года имели право ввозить из Японии в качестве личного багажа. С их учетом, говорится в сообщении ассоциации, количество доставленных в Россию автомобилей в 2005 году составило порядка 350 тысяч, а не 270.

Второй по величине рынок подержанных японских машин - Новая Зеландия: за прошедший 2005 год туда было вывезено почти 133 тысячи автомобилей б/у из Японии. Замыкает тройку лидеров Объединенные Арабские Эмираты, с результатом в 115 тыс. поддержанных японских автомобилей.

Структура рынка подержанных автомобилей с правым рулем

Иностранные компании официально ввозят в Россию автомобили только через Европу, поэтому весь поток, проходящий через владивостокскую таможню - исключительно подержанный "правый руль". Получается, что по итогам первого полугодия доля японских автомобилей с пробегом в импорте подержанных автомобилей выросла почти до 90% - против всего 40% годом ранее.

Принимая во внимание этот процент, получаем (7,6326 млрд. долл. * 90%) / 83,125 млрд. долл. = 8,26% - долю импорта правого руля Россией во всем экспорте японских автомобилей.

В структуре дальневосточного импорта нет "белых" поставок официальных дилеров и представительств зарубежных концернов. "Из Европы в Россию ввозится большинство новых, официально импортируемых иномарок, в том числе все "японцы". Везти машины из Владивостока по железной дороге очень дорого, гораздо выгодней переправить их морем в Финляндию и оттуда автовозами доставить дилерам. В Азии странами, которые поставляют машины в Россию напрямую со своей территории, являются Узбекистан и Китай. Через Владивосток автомобили Toyota в Россию не ввозятся, так как компании подчиняются европейским отделениям концернов, и все поставки идут в основном из Европы. Тем не менее, большинство «серых» поставок - это местные фирмочки и торговцы-одиночки, работающие непосредственно с железными дорогами.

Подержанные машины поставляются в Россию по трем главным направлениям: Европа, Япония и США. Последние исторически не занимали заметной доли рынка. Теперь и импорт из Европы, который когда-то был вне конкуренции, может потерять свои позиции из-за высокого курса евро. В сегменте дорогих автомобилей представительского и бизнес-класса европейского производства роста нет, здесь некий устойчивый баланс между спросом и предложением. А вот рынок более дешевых машин из этого региона стремительно сокращается: люди сегодня предпочитают брать новые «народные» автомобили.

Рынок Japan Car в Японии

Следующая диаграмма отражает динамику экспорта автомобилей из Японии в 1980-2002 гг.

Экспорт машин из Японии, правый и левый руль

Растущие в последнее время показатели говорят сами за себя. Япония достаточно успешно прошла период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989), но на графике хорошо виден результат структурного кризиса 90-х годов. Экспорт и импорт падали; валютный кризис в странах Азии и последовавшая за ним депрессия изменили тенденцию роста японско-азиатской торговли.

Зато теперь Япония снова набирает темп; и не в малой степени - за счет новых рынков специфической продукции. Можно только поучиться у нее, как «делать деньги» из «секонд-хэнда», а не из банального сырья. Правда, опрос 2003 года показал, что молодые люди думают о Японии как о стране следующее: 42% ответили, что Япония "имеет превосходную культуру и искусство", и всего 27% назвали Японию "экономически богатой страной". В то же время 10 лет назад ситуация была в корне противоположной…

Пошлины на подержанные автомобили и ВТО

Согласно результатам последнего саммита АТЭС в Ханое, в начале следующего 2007 года Россия сможет стать полноправным членом ВТО. По вступлению для России, как для государства, открывается ряд перспективных экономических возможностей, которых на сегодняшний день наша страна лишена, но интересные возможности открываются и для простых граждан. Так, наиболее ожидаемая из них – снижение пошлин на ввозимые в Россию иномарки.

Подробно процесс установки пошлин на поддержанные автомобили и политический эффект от этих действий я рассматривал в уже упомянутой работе «Современные взаимоотношения власти и общества», поэтому здесь же я коснусь только внешнеторгового аспекта этого вопроса в применении к сегодняшнему дню.

В мае 2006 года на конференции «Автофорум-2006» оценку реального уровня снижения пошлин дал заместитель директора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кширенко:

«Снижение пошлин произойдет, но оно будет незначительным. Надо понимать, что дело здесь даже не в снижении пошлин, а в том, что ставки будут связаны, т.е. их нельзя будет увеличить (те ставки, которые будут в России к моменту вступления в ВТО – будут максимальными).

Россия пойдет на снижение ставок, но это будет происходить в течение семилетнего переходного периода, который требуется для возврата инвестиций. В первый год после вступления в ВТО никаких снижений не будет ни по одному товару. Снижение может начаться только на второй год после вступления.

Для новых автомобилей (от 0 до 3-х лет) нынешний уровень ставок – 25% – снизится до 15% в течение 7 лет. Причем для того, чтобы смягчить открытие рынка, снижение будет происходить нелинейно. Первые 4 года ничего не будет происходить, т.е. снижение ставок будет происходить только в последние 3 года семилетнего периода. Исключение есть только для непопулярных в России моделей (минивэнов до 1,5 литра и больших авто (но не внедорожников) с объемом двигателя больше 3,5 л.).

Для подержанных автомобилей от 3 до 7 лет снижение пошлин произойдет до уровня 20%. Ставка пошлины в итоге будет выше, чем на новые автомобили. Снижение ставки будет происходить также в последние три года семилетнего переходного периода.

Для подержанных автомобилей старше 7 лет сохранится практически запретительная пошлина. Позиция правительства по данному вопросу следующая: «Россия не должна превратиться в кладбище подержанных автомобилей». В общем: пошлины будут связаны и предсказуемы. Единый список пошлин будет опубликован на сайте МЭРТ».

Таким образом, пошлина с сегодняшних 25% от таможенной стоимости должна снизиться до 15% для автомобилей до 3 лет и до 20% для автомобилей от 3 до 7 лет. В теории звучит неплохо, но на практике при прохождении таможенной очистки в действие вступает правило комбинированной (смешанной) пошлины: пошлина на ввозимый автомобиль составляет 25% его таможенной стоимости (адвалорная пошлина), но не менее определенной суммы в евро за см3 (специфическая пошлина). Т.е., если на сегодняшний день таможенная стоимость некой машины равна $10.000, и пошлина на нее составляет $2.500 (25% от $10.000), но по объему двигателя выходит, допустим, $3.500, то придется платить $3.500.

В данный момент для большинства автомобилей цифра «по кубикам» получается выше, чем 25% стоимости. Таким образом, при снижении ставки до 15-20% и при сохранении правила «не менее … евро за см3» пошлины для этих автомобилей не изменятся.

Для остального небольшого числа автомобилей снижение пошлины с 25% до 20% даст уменьшение конечной цены в России лишь на 3-5%, что не так уж и заметно. И то происходить этот процесс будет в течение семи лет.

Так что в результате видимое снижение пошлин на импорт подержанных автомобилей практически сойдет на нет. А вслед за этими последними надеждами под давлением со стороны государства, защищающего свой автопром, постепенно умрет и весь рынок.

А что дальше?

В 2004 году министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил, а в декабре 2006 года японская торгово-инвестиционная корпорация «Mitsui» подписала соглашение с российским «Техснабэкспортом» о совместной реализации проекта по разработке технико-экономического обоснования по освоению одного из участков зоны «Южная» Эльконского уранового района в Якутии. Общая сумма инвестиций в проект составит около 245 млн. долларов.

В 2005 году Япония занимала лишь 2,8% нашего внешнеторгового оборота. Тем не менее, темпы роста в стоимостном выражении относительно Японии достаточно неплохи: по всему обороту - равны (приблизительно 130%), по экспорту - меньше (110% против 133%), зато по импорту - впечатляют (148% против 130%).

Даже если рынок подержанных автомобилей из Японии умрет, несмотря на кажущуюся популярность, то найдутся новые рынки для нового сотрудничества. Структура российско-японских отношений уже круто изменилась. И, можно надеяться, что будет и дальше меняться в лучшую сторону.

Источники

  • Авто Владивосток Ру - www.auto.vl.ru
  • Авто Новости - www.autonews.ru
  • Автояпония - www.avjp.ru
  • Википедия - Свободная энциклопедия - ru.wikipedia.org
  • ВНЕШМАРКЕТ - www.vneshmarket.ru
  • Внешнеэкономический сервер РОССИЯ-ЭКСПОРТ-ИМПОРТ - www.rusimpex.ru
  • Журнал "АИМ-Пресс" - www.aimpress.ru
  • Знакомьтесь, Япония - www.japantoday.ru
  • Интерфин Трейд - Финансовая компания - www.interfintrade.ru
  • Информационное агентство Regnum - www.regnum.ru
  • Информационно-аналитическое агентство LadaOnline - www.autostat.ru
  • Российская газета - www.rg.ru
  • РосБизнесКонсалтинг - RBC.ru
  • Таможенный компьютерный сервис - www.tks.ru
  • Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru
  • Japan Used Motor Vehicle Exporters Association - www.jumvea.or.jp
  • Rising Sun of Nihon - www.risingsunofnihon.com

(c) FotoDion, Dec 2006. Перепечатка и использование материалов возможно только со ссылкой на источник - http://www.fotodion.ru